Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

клейн роман иванович

Энциклопедический словарь

Клейн Роман Иванович (1858-1924), российский архитектор. Использовал новые материалы и конструкции. Построил в Москве в духе модернизированной классики Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1898-1912), Бородинский мост (1912), в формах неоготики - универсальный магазин (ныне ЦУМ; 1908).

* * *

КЛЕЙН Роман Иванович - КЛЕЙН Роман (Роберт) Иванович [19 (31) марта 1858, Москва - 3 мая 1924, там же], русский архитектор. Использовал новые материалы и конструкции. Построил в Москве в духе модернизированной классики Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1898-1912), Бородинский мост (1912), в духе неоготики - универсальный магазин (ныне ЦУМ; 1908).

Семья. Образование

Родился в семье коммерсанта, где был пятым из семи детей. В доме постоянно бывали артисты, художники, музыканты, что оказало большое влияние на формирование вкусов мальчика. После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, поступил в петербургскую Академию художеств (1877-82). Предпринял двухлетнюю поездку в Италию и Францию, в Париже учился в мастерской Шарля Гарнье (см. ГАРНЬЕ Шарль). По возвращении в Россию некоторое время работал у академика В. О. Шервуда (см. ШЕРВУД Владимир Осипович) в период строительства Исторического музея (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ) в Москве.

В 1916-18 гг. профессор Рижского политехнического института, эвакуированного в Москву, затем профессор Московского высшего технического училища (1918-23). Его учениками были И. И. Рерберг (см. РЕРБЕРГ Иван Иванович), Л. А. Веснин (см. ВЕСНИНЫ), Г. Б. Бархин (см. БАРХИН Григорий Борисович) и др.

Основные постройки

Клейн построил в Москве более 60 зданий, выполненных в основном в духе неоклассики и исторических стилей с применением новых материалов и конструкций. Каждое здание носит печать творческой индивидуальности автора.

Одна из первых крупных работ - постройка Средних торговых рядов на Красной площади (1892), на месте снесенных ветхих складов и лавок. Здание, состоящее из нескольких корпусов, «простирается до 4000 саженей» - 400 торговых помещений.

Спустя 17 лет по проекту Клейна был возведен универсальный магазин европейского типа для фирмы «Мюр и Мерилиз» (1906-1908, ныне Центральный универмаг). Он был построен на месте сгоревшего старого здания на углу Петровки и Театральной площади. Новшеством было конструктивное решение здания - Клейн применил металлический каркас (изготовлен на Петербургском металлическом заводе), благодаря которому в магазине впервые появились огромные окна с зеркальными стеклами (строительство обошлось в 1,5 млн. рублей).

Такие крупные работы, как Трехгорный пивоваренный завод, Доходный дом Перлова на Мясницкой (ныне магазин «Чай»), комплекс больничных зданий и клиник на Девичьем поле, ряд учебных заведений и частных особняков сделали имя Клейна широко известным.

Главное дело жизни

Профессор И. В. Цветаев (см. ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович), с которым Клейн познакомился во время работы над проектом клиник на Девичьем поле, пригласил его участвовать в объявленном в 1896 Академией художеств конкурсе на проект здания Музея изящных искусств. Проекту Клейна, одному из 15 представленных (участвовали такие известные архитекторы, как Г. Д. Гримм и Б. В. Фрейденберг), были присуждены первая премия и золотая медаль, и он был приглашен на должность архитектора и строителя музея.

Строился первый в России музей, посвященный истории скульптуры и архитектуры со времен Древнего Египта до эпохи Возрождения. При этом музей должен был стать университетским учебным заведением и общедоступным просветительским центром. Для Клейна, как и для Цветаева, строительство музея стало главным делом жизни, оно находилось в центре внимания не только Российской, но и европейской культурной общественности. Решающую роль в финансировании работ сыграл меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов (см. МАЛЬЦОВЫ), пожертвовавший около 2 млн. рублей на строительство и приобретение экспонатов. Он же оплатил облицовку фасадов и интерьеров музея лучшими сортами мрамора, как заграничного, так и уральского.

Здание музея, эклектичное в основе, выполнено на высочайшем профессиональном уровне. Интерьеры 22 экспозиционных залов Клейн решил в стилях разных исторических эпох, при этом оставаясь исключительно точным в их архитектурной трактовке. Здание сильно пострадало во время пожара 1904, но было восстановлено. Строительство продолжалось 15 лет. После торжественного открытия музея Р. И. Клейн был представлен к званию академика и награждению золотой медалью.

Наиболее значительными постройками Клейна последующих лет было строительство Бородинского моста, кинотеатра «Колизей» на 700 человек на Чистых прудах, реставрация старого здания Московского университета на Моховой улице.

В 1918-24 участвовал в ряде конкурсов на проекты рабочих поселков для Донбасса, Грозного, Туапсе.

В последние годы жизни Клейн тяжело болел, но продолжал педагогическую работу.

Большой энциклопедический словарь

КЛЕЙН Роман Иванович (1858-1924) - российский архитектор. Использовал новые материалы и конструкции. Построил в Москве в духе модернизированной классики Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1898-1912), Бородинский мост (1912), в духе неоготики - универсальный магазин (ныне ЦУМ; 1908).

Полезные сервисы